Многие годы после второй мировой войны Швеция представлялась образцовым государством. Уровень благосостояния страны привлек огромное внимание ученых и специалистов во всем мире, а опыт развития публичного сектора экономики в некоторой степени оказался приемлемым и для других стран. Успешно развиваясь и благоустраивая свое общество страна «выработала» свой собственный, «третий» путь между капитализмом и социализмом. Однако в 1990-е гг., когда шведская модель социально-ориентированной экономки достигла зрелости, стали проявляться некоторые ее негативные черты. Это потребовало от центрального и местных правительств привнести «корректировочный пакет» в сложившуюся модель развития общественного сектора экономики с тем, чтобы сохранить достигнутый уровень конечного общественного потребления публичных в ВВП страны. Среди корректирующих мер, важными стали меры, направленные на совершенствование межбюджетных отношений и в частности финансового выравнивания. Актуальность выравнивания в Швеции обусловлена рядом причин среди которых: крайняя неравномерная плотность населения по стране: густонаселенный юг и полупустующий север, неравномерность в концентрации промышленног, а следовательно и налогового потенциала, сложившиеся деформации в социальной защите населения, подрывающие стимулы к труду у наемных работников. Все это подтолкнуло правительства всех уровней к поведению экспериментов и окончательной корректировке процедур выравнивания. Что нового привнесли корректировки, какими методами они реализовывались в Швеции и какие уроки можно вынести из шведского опыта финансового выравнивания, рассматривается в данной статье..