О состоянии местного самоуправления в Беларуси.
В Беларуси, по существу, сохранена советская система организации и деятельности местных органов власти. Местные Советы депутатов являются представительными государственными органами, которые включены в общую систему государственных органов республиканского (общенационального) и местного уровней, т.е. реализована концепция государственного местного самоуправления. В своей деятельности Советы руководствуются общегосударственными интересами, а также обязаны выполнять решения вышестоящих государственных органов (ст.120 Конституции Республики Беларусь). Правовой статус местных Советов депутатов не позволяет им выполнять роль самостоятельных и независимых органов публичной власти, представляющих интересы местного сообщества граждан. Местные Советы депутатов лишены собственных исполнительных органов. Исполнительные органы местных Советов депутатов в 1994 г. были выведены из системы местного самоуправления в совершенно отдельную систему местного управления. Данная система местного управления формируется независимо от граждан и местных Советов депутатов вышестоящими органами государственного управления республиканского и местного уровней. По существу, местные исполнительные комитеты являются государственными администрациями на местном уровне. Местные Советы депутатов не оказывают реального влияния на их деятельность, исполняют роль «машины для легализации» решений, принятых исполнительными органами власти.
В Республике Беларусь в соответствии со ст.13 Конституции существуют две формы собственности – государственная и частная. Коммунальная собственность является разновидностью государственной собственности. Это дает возможность государству в административном порядке перераспределять конкретные объекты управления из разряда коммунальной в разряд республиканской собственности. Земля и иные природные ресурсы относятся исключительно к государственной собственности, и местные органы власти фактически распоряжаются ими по поручению государства на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Депутаты местных Советов избираются на 4 года по мажоритарной системе в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь, принятом в 2000 г. По оценке белорусских и зарубежных экспертов, в т.ч. в соответствии с официальными заключениями ОБСЕ, основными нерешенными проблемами действующего избирательного законодательства, которые принципиально влияют на результаты выборов, являются:
• непрозрачная процедура формирования избирательных комиссий, которая осуществляется под контролем исполнительной власти и не обеспечивает равное представительство в избирательных комиссиях политических и общественных организаций;
• непрозрачная процедура регистрации кандидатов в депутаты, которая препятствует регистрации значительного числа выдвинутых гражданами, политическими партиями и трудовыми коллективами оппозиционных кандидатов из-за неравного и предвзятого отношения к ним избирательных комиссий;
• процедура досрочного голосования, которая осуществляется в период агитационной кампании в течение пяти дней, непосредственно предшествующих установленному дню выборов. Исполнительная власть использует досрочное голосование для оказания внеправового давления на значительные группы социально незащищенных и зависимых от нее избирателей, принуждая их голосовать досрочно. В последствие, досрочно поданные голоса, при отсутствии должного общественного контроля за сохранностью ящиков для голосования, могут стать и становятся объектом фальсификации со стороны избирательных комиссий;
• отсутствие необходимых правовых гарантий у наблюдателей от политических партий, общественных объединений, трудовых коллективов и граждан в ходе подсчета голосов после завершения выборов, что препятствует осуществлению ими реальной процедуры наблюдения за правильностью производимых избирательными комиссиями подсчетов и составлением официальных документов о результатах голосования.
В связи с этим, выборы в местные Советы депутатов в 1999, 2003 и 2007 гг. не были признаны на международном уровне свободными и демократическими.
В Республике Беларусь сохраняется жесткая централизованная система управления как на республиканском, так и на местном уровне. Система местных Советов депутатов и местных исполнительных комитетов в Беларуси является трехуровневой:
• областной – 7 единиц (областные и Минский городской Советы и исполкомы);
• базовый – 130 единиц (Советы и исполкомы районов и городов областного подчинения);
• первичный – около 1380 единиц (Советы и исполкомы сельские, поселковые и городов районного подчинения).
Между нижестоящими и вышестоящими уровнями установлены отношения взаимоподчинения. Вышестоящий Совет и исполнительный комитет могут отменить решения соответственно нижестоящего Совета и исполнительного комитета. При возникновении коллизии правовых актов действует акт вышестоящего уровня власти. Советы и исполнительные комитеты вышестоящего уровня имеют решающее влияние на кадровую политику нижестоящего уровня. Судебная защита местных органов власти от подобного воздействия на их деятельность вышестоящего уровня власти законом не предусмотрена.
Формально местный Совет депутатов – это юридическое лицо. Однако, у местных Советов нет банковского счета и своей собственности. Финансовые бюджетные и внебюджетные средства находятся на счету у исполнительного комитета, а коммунальная собственность – на балансе исполнительного комитета.
Одним из принципов деятельности местного самоуправления является гласность, но реализация гражданами возможности присутствия на сессии Совета депутатов или получение ими информации о деятельности Совета – является проблемой. Несовершенство Закона «О местном управлении и самоуправлении», а также регламентов местных Советов фактически делают закрытым от граждан процесс подготовки и принятия решений на местном уровне.
Компетенция местных Советов депутатов имеет очень ограниченный характер. Из восемнадцати вопросов, которые Закон относит к исключительной компетенции Советов, только четыре вопроса (прямо указанные в ст.121 Конституции Республики Беларусь) являются действительно значимыми для всех граждан, а именно:
• утверждение программ социально-экономического развития территории и местных бюджетов, а также отчетов об их исполнении;
• определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
• установление местных налогов и сборов;
• назначение местных референдумов.
Остальные вопросы исключительной компетенции Совета депутатов относятся к внутриорганизационной деятельности Совета и не представляют интереса для граждан.
Вопросы общей компетенции Совета депутатов в Законе в большинстве случае указаны неконкретно, в виде общих функциональных направлений деятельности Совета. Компетенция каждого вышестоящего уровня охватывает и поглощает компетенцию нижестоящего уровня по принципу «матрешки». Это приводит к тому, что Советы различного уровня в своей работе дублируют друг друга и, следовательно, нерационально используют материально-финансовые ресурсы, а также порождают конфликты интересов.
Основные вопросы, затрагивающие первоочередные интересы граждан, находятся в компетенции исполнительных комитетов. Им же Советы депутатов делегируют или поручают решать большинство вопросов своей компетенции из-за отсутствия собственных исполнительных органов местного самоуправления. При этом Советы депутатов подотчетны гражданам, исполкомы – нет, хотя именно они решают практически все вопросы повседневного жизнеобеспечения граждан. Исполком же подотчетен не гражданам, а вышестоящим исполнительным органам, а также Совету Министров и Президенту.
Это приводит к тому, что зачастую решения, принимаемые исполкомом, противоречат интересам граждан. Примеров тому множество:
• г. Минск – решением городского исполнительного комитета для улучшения эстетического состояния улиц с остановок общественного транспорта убрали коммерческие киоски, торговавшие кондитерскими, парфюмерными, галантерейными, канцелярскими и т.п. предметами. При этом, были нарушены имущественные права коммерсантов и вызвано недовольство большинства жителей города, пользовавшихся услугами данных киосков;
• г. Гродно – решением городского исполнительного комитета производится реконструкция и застройка старого города без учета архитектурно-исторической значимости существующих объектов и без учета мнения, как жителей города, так и специалистов-историков, археологов, архитекторов;
• городской поселок Свислочь – по решению исполнительной власти ведется строительство химического завода без учета мнения жителей, которые сомневаются в экологической безопасности данного завода, как для граждан, так и для окружающей среды;
• Городской поселок Островец – исполнительная власть выбрала место для строительства АЭС и препятствует широкому обсуждению гражданами любой информации, касающейся этого объекта повышенной экологической опасности, несмотря на массовые протесты местного населения и множество иных примеров.
В законодательстве Беларуси закреплены некоторые формы прямой демократии: местный референдум, собрания граждан, право на правотворческую инициативу и др. Но процедура их применения настолько забюрократизирована, что фактически эти формы не работают – нет прецедента проведения местного референдума, реализации правотворческой инициативы. Местная власть не проявляет должной заинтересованности в подготовке и проведении гражданами собраний для обсуждения наиболее важных вопросов государственного и местного значения.
В законодательстве отсутствует какое-либо нормативное регулирование таких современных и распространенных во многих странах (по крайней мере, в бывших странах СССР) форм прямой демократии, как общественные слушания и опрос граждан.
У местных Советов депутатов нет закрепленного в законодательстве права на создание союзов и ассоциаций местного самоуправления. В связи с этим в Беларуси до сих пор отсутствует Ассоциация местных органов власти. Однако уже первые контакты представителей белорусского Парламента и Конгресса местных и региональных властей Совета Европы привели к положительным сдвигам в этом вопросе. Так 10 марта 2009г. Президентом Республики Беларусь было принято политически принципиальное решение о создание в Беларуси Ассоциации местных органов власти. Однако, этим решением следует еще правильно распорядиться…
Практически отсутствует на местном уровне нормальный диалог между структурами НГО и местной властью. Основная ответственность за это лежит на представителях центральной власти. Регулярно появляющиеся в выступлениях высоких государственных деятелей и в государственных СМИ негативные (но, безусловно, необъективные) оценки деятельности негосударственных общественных объединений, на местах, в регионах воспринимаются как однозначный сигнал сверху – никакого сотрудничества с НГО.
О сотрудничестве с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. 1. Создание Ассоциации местных органов власти.
1.1. Методическая, юридическая и финансовая помощь в подготовке законодательства, в проведении ряда мероприятий, направленных для объяснения депутатам местных Советов роли, целей, задач, методов деятельности, источников финансирования Ассоциаций местных властей в странах-членах Совета Европы. 1.2. Образовательная деятельность, направленная на разъяснение сути местного самоуправления, принципов и норм Европейской Хартии местного самоуправления, обмен опытом о «good government» в странах-членах Совета Европы. 1.3. Официальное приглашение экспертов Совета Европы в Республику Беларусь для анализа действующего законодательства в сфере местного самоуправления и практики его реализации и подготовка экспертами Совета Европы доклада о состоянии местного самоуправления в свете принципов и норм Европейской Хартии. 1.4. Проведение в Республике Беларусь совместных с Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы мероприятий в рамках общеевропейской недели местной демократии.
2. Сотрудничество в рамках программы «Восточное партнерство».
2.1. Налаживание конструктивного диалога между НГО и местными органами власти по вопросам местной жизни. 2.2. Участие местных органов власти в программах и проектах, реализуемых НГО по вопросам местного самоуправления. 2.3. Свободный доступ к информации о деятельности местных органов власти. 2.4. Реальная реализация форм прямой демократии: сокращение бюрократических процедур в деятельности местных органов власти и их должностных лиц, привлечение граждан и их объединений к подготовке решений вопросов местной жизни, повышение правовой и коммуникативной культуры как депутатов и служащих местных органов власти, так и представителей негосударственных объединений, трудовых и территориальных коллективов граждан. 2.5. Внедрение заявительного принципа регистрации международных проектов и иной иностранной безвозмездной помощи, содействующих решению местных проблем, развитию гражданского общества и местного самоуправления в целом. 2.6. Проведение честных и свободных выборов в местные Советы депутатов в соответствии с белорусским законодательством и международно-признанными демократическими принципами.
Вместе с тем, считаем необходимым акцентировать Ваше внимание на том, что в централизованной системе власти, существующей в Республике Беларусь, решения, касающиеся деятельности местных органом власти и развития местного самоуправления, принимаются на верхних уровнях государственной власти, во многих случаях непосредственно Президентом Республики Беларусь. От самих местных властей, к сожалению, мало что зависит. Исходя из этого, если представители высших эшелонов власти будут в основу своих решений ставить цели: •создания атмосферы взаимопонимания между различными группами и слоями белорусского общества, • содействия устойчивому развитию общества и государства; • повышение благосостояния граждан и социальных стандартов проживания,
то наиболее проверенным и эффективным способом достижения этих целей является создание и развитие местного самоуправления в Республике Беларусь.
|