Четверг, 14.11.2024, 23:46
| RSS
Главная | Публикации
Меню сайта
Категории каталога
Книги [1]
Статьи [16]
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Фонд ім. Льва Сапегі
Главная » Статьи » Статьи

Интервью с М.В. Кобаса, Председателем Правления ПОО "Фонд им. Льва Сапеги""

        Как Вы оцениваете состояние местного и регионального самоуправления в Беларуси на сегодняшний день?

         В  Беларуси реализована концепция государственного местного самоуправления. Местные Советы являются представительными государственными органами. Общегосударственные интересы превалируют над интересами граждан. Граждане фактически отстранены от процесса подготовки и принятия решений на местном уровне. Местные Советы и органы территориального общественного самоуправления не оказывают какого-либо серьезного влияния на решение вопросов местного значения. Все вопросы повседневной жизнедеятельности граждан решают органы государственной администрации (исполнительные комитеты), которые неподконтрольны и неподотчетны гражданам. Процесс подготовки и принятия решений не являются прозрачным, информированность людей о деятельности местных органов власти находится на очень низком уровне. Белорусское Законодательство о местном самоуправлении по многим основополагающим позициям не соответствует принципам и нормам Европейской Хартии местного самоуправления.


         По Вашему мнению, какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию на местном и региональном уровнях, и какую помощь может оказать в этом смысле Конгресс Совета Европы?

         На наш взгляд, в Беларуси необходима реформа системы местного самоуправления, основанная на принципах и нормах Европейской Хартии местного самоуправления. Это стратегическая и долгосрочная задача. Для ее выполнения также необходимо соответствующее политическое решение.

      Ее реализацию можно было бы начать с трех первых шагов:
 1) Разработка и принятие Концепции реформы местного самоуправления Республики Беларусь.
 Основными разделами данного документа должны быть:
• описание модели системы местного самоуправления;
• обоснование и аргументация предложенных решений;
  этапы, механизмы и финансовое обеспечение реформы.
Концепция, как официальный документ имела бы разностороннее влияние и значение:
• ясно обозначенные цели, задачи и способы их достижения на ближайшую, среднюю и долгосрочную перспективу позволят сделать процесс трансформации эволюционным и управляемым;
• станет понятной и открытой политика Республики Беларусь в сфере местного самоуправления, что положительно повлияет на международный имидж страны, расширит и укрепит ее политические и экономические возможности;
  •активизируется внутренний научный, экономический и человеческий потенциал, общество получит импульс для прогрессивного развития.
 Для подготовки Концепции необходимо реально оценить состояние местного самоуправления в Республике Беларусь в свете принципов и норм Европейской Хартии местного самоуправления. По нашему мнению, здесь нужна помощь Конгресса. Эксперты Конгресса могли бы подготовить соответствующий доклад по Беларуси.
 Конгресс также мог бы оказать информационную и консультационную помощь в процессе подготовки Концепции.
2) Создание Ассоциации местных и региональных властей Беларуси.
 Для выполнения этой задачи необходимо создание соответствующей законодательной базы, а также проведение цикла семинаров, конференций, круглых столов для обсуждения целей, задач, методов работы, способов финансирования Ассоциации. Накопленный опыт стран-членов Конгресса очень актуален и интересен для белорусских специалистов. Помощь Конгресса в передаче такого опыта через консультации, обмен информацией, организации учебных визитов был бы востребован и полезен.
 3) Обеспечение гласности и прозрачности в деятельности местных органов власти.
 Закрытость процесса подготовки и принятия решений на местном уровне создает искусственный барьер между властью и гражданами, содействует коррупции и другим злоупотреблениям властью, снимает социальную и общественную активность граждан, порождает недоверие и недовольство.
 Мы считаем, что одним из первоочередных шагов должно быть действия, направленные на обеспечение принципа гласности и прозрачности, а также на практическую реализацию права граждан на получение и распространение информации. По данной проблеме необходимо совершенствовать законодательство, а также проводить работу как с местными чиновниками, так и с гражданами, направленную на повышение уровня их правовых знаний и правовой культуры.
 Конгресс принял целый ряд решений, посвященных данной проблематике. Экспертная помощь была бы весьма полезной белорусским специалистам.

       В чем Вы видите возможность сотрудничества между Конгрессом Совета Европы и местными и региональными властями в Беларуси? Что могут получить от этого сотрудничества муниципалитеты и регионы Вашей страны?

       Отвечая на предыдущий вопрос, я уже сказал о некоторых возможных направлениях сотрудничества. Вместе с тем, хотел бы добавить следующее. В ответе на этот вопрос есть, как минимум, политический и ментальный аспекты.

       Сотрудничество в политическом аспекте в конечном итоге должно привести Беларусь к вступлению в Совет Европы. И, на мой взгляд, это реальная и довольно близкая по времени перспектива.
       Это касается ментального аспекта, то суть проблемы в разном понимании некоторых явлений (например, природы происхождения, идеи местного самоуправления). И это довольно серьезная проблема, так как она требует переосмысления некоторых ранее оказавшихся незыблемыми и бесспорными основ.
       Тем не менее, я считаю, что альтернативы сотрудничеству нет. Нужно время и терпение – и будут результаты. В том числе – реальное и эффективное местное самоуправление, в котором интересы граждан – на первом месте!


Категория: Статьи | Добавил: sapieha (10.07.2009)
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Конструктор сайтов - uCozCopyright NGO "Lev Sapieha Foundation" © 2024