Как Вы оцениваете состояние местного и регионального самоуправления в Беларуси на сегодняшний день? В Беларуси реализована концепция государственного местного самоуправления. Местные Советы являются представительными государственными органами. Общегосударственные интересы превалируют над интересами граждан. Граждане фактически отстранены от процесса подготовки и принятия решений на местном уровне. Местные Советы и органы территориального общественного самоуправления не оказывают какого-либо серьезного влияния на решение вопросов местного значения. Все вопросы повседневной жизнедеятельности граждан решают органы государственной администрации (исполнительные комитеты), которые неподконтрольны и неподотчетны гражданам. Процесс подготовки и принятия решений не являются прозрачным, информированность людей о деятельности местных органов власти находится на очень низком уровне. Белорусское Законодательство о местном самоуправлении по многим основополагающим позициям не соответствует принципам и нормам Европейской Хартии местного самоуправления.
По Вашему мнению, какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию на местном и региональном уровнях, и какую помощь может оказать в этом смысле Конгресс Совета Европы? На наш взгляд, в Беларуси необходима реформа системы местного самоуправления, основанная на принципах и нормах Европейской Хартии местного самоуправления. Это стратегическая и долгосрочная задача. Для ее выполнения также необходимо соответствующее политическое решение.
Ее реализацию можно было бы начать с трех первых шагов: 1) Разработка и принятие Концепции реформы местного самоуправления Республики Беларусь. Основными разделами данного документа должны быть: • описание модели системы местного самоуправления; • обоснование и аргументация предложенных решений; этапы, механизмы и финансовое обеспечение реформы. Концепция, как официальный документ имела бы разностороннее влияние и значение: • ясно обозначенные цели, задачи и способы их достижения на ближайшую, среднюю и долгосрочную перспективу позволят сделать процесс трансформации эволюционным и управляемым; • станет понятной и открытой политика Республики Беларусь в сфере местного самоуправления, что положительно повлияет на международный имидж страны, расширит и укрепит ее политические и экономические возможности; •активизируется внутренний научный, экономический и человеческий потенциал, общество получит импульс для прогрессивного развития. Для подготовки Концепции необходимо реально оценить состояние местного самоуправления в Республике Беларусь в свете принципов и норм Европейской Хартии местного самоуправления. По нашему мнению, здесь нужна помощь Конгресса. Эксперты Конгресса могли бы подготовить соответствующий доклад по Беларуси. Конгресс также мог бы оказать информационную и консультационную помощь в процессе подготовки Концепции. 2) Создание Ассоциации местных и региональных властей Беларуси. Для выполнения этой задачи необходимо создание соответствующей законодательной базы, а также проведение цикла семинаров, конференций, круглых столов для обсуждения целей, задач, методов работы, способов финансирования Ассоциации. Накопленный опыт стран-членов Конгресса очень актуален и интересен для белорусских специалистов. Помощь Конгресса в передаче такого опыта через консультации, обмен информацией, организации учебных визитов был бы востребован и полезен. 3) Обеспечение гласности и прозрачности в деятельности местных органов власти. Закрытость процесса подготовки и принятия решений на местном уровне создает искусственный барьер между властью и гражданами, содействует коррупции и другим злоупотреблениям властью, снимает социальную и общественную активность граждан, порождает недоверие и недовольство. Мы считаем, что одним из первоочередных шагов должно быть действия, направленные на обеспечение принципа гласности и прозрачности, а также на практическую реализацию права граждан на получение и распространение информации. По данной проблеме необходимо совершенствовать законодательство, а также проводить работу как с местными чиновниками, так и с гражданами, направленную на повышение уровня их правовых знаний и правовой культуры. Конгресс принял целый ряд решений, посвященных данной проблематике. Экспертная помощь была бы весьма полезной белорусским специалистам.
В чем Вы видите возможность сотрудничества между Конгрессом Совета Европы и местными и региональными властями в Беларуси? Что могут получить от этого сотрудничества муниципалитеты и регионы Вашей страны? Отвечая на предыдущий вопрос, я уже сказал о некоторых возможных направлениях сотрудничества. Вместе с тем, хотел бы добавить следующее. В ответе на этот вопрос есть, как минимум, политический и ментальный аспекты.
Сотрудничество в политическом аспекте в конечном итоге должно привести Беларусь к вступлению в Совет Европы. И, на мой взгляд, это реальная и довольно близкая по времени перспектива. Это касается ментального аспекта, то суть проблемы в разном понимании некоторых явлений (например, природы происхождения, идеи местного самоуправления). И это довольно серьезная проблема, так как она требует переосмысления некоторых ранее оказавшихся незыблемыми и бесспорными основ. Тем не менее, я считаю, что альтернативы сотрудничеству нет. Нужно время и терпение – и будут результаты. В том числе – реальное и эффективное местное самоуправление, в котором интересы граждан – на первом месте!
|