Пятница, 26.04.2024, 03:15
| RSS
Главная
Меню сайта
Календарь новостей
«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Фонд ім. Льва Сапегі
Главная » 2009 » Апрель » 8 » Приземление приоритетов
Приземление приоритетов
14:08

Благоустройство, наведение порядка на земле — приоритетная задача для местных Советов депутатов Могилевской области. На это нацеливает, прежде всего, Указ Президента Республики Беларусь № 21 "О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения".

Работа по благоустройству носит системный характер. Областной Совет утверждает базовые направления в работе районных и городских Советов — это когда Совет держит под особым вниманием один-два конкретных вопроса, определяя и реализуя по нему новые подходы, нарабатывая лучший опыт для последующего обмена и распространения. Тему благоустройства курируют четыре района — Быховский, Мстиславский, Дрибинский и Шкловский.

Планы по благоустройству разрабатываются и утверждаются в разрезе каждого сельсовета и района сроком на год. При этом широко используются данные о потребностях и обоснованных пожеланиях населения, и составленный план уже не является оторванным от территории кабинетным творением, а отражает в возможных пределах реальные нужды людей. Однако эти планы нужно обеспечить финансово и организационно.

Условия формирования первичного бюджета подробно изложены в Указе № 21. Вместе с тем, хорошо известно, что бюджетные средства всегда ограничены, да и зависимость по дотациям необходимо сокращать. Поэтому областной Совет депутатов во главу угла ставит пополнение первичного бюджета за счет собственных источников и повсеместное изыскание возможностей для зарабатывания денег. В прошлом году доля собственных доходов в бюджетах первичного уровня возросла с 16,2 до 36,3 процента. Уровень дотационности суммарного первичного бюджета снижен против расчетного на 20,9 пункта. При этом уменьшения плановых дотаций добились все районы области. Достигнутый результат значительно повысил финансовые возможности сельсоветов в решении стоящих перед ними задач.

На цели благоустройства непосредственно из первичного бюджета в 2008 году было израсходовано 13,9 млрд рублей, или 42,6 процента его суммарного объема. Районы — Бобруйский, Горецкий, Кричевский, Могилевский, Осиповичский, Славгородский — сумели отвести на благоустройство более половины бюджетных затрат за счет дополнительных доходов от аренды и продажи земли и имущества, налога с продаж в торговле и других собственных источников.

В наступившем году решать эту задачу стало намного сложнее: негативное влияние мирового кризиса ощущается и здесь. Тем не менее, наработанную схему мы будем укреплять и развивать. Результаты января и февраля убеждают в этом. Дотационность нам удалось снизить еще больше, а удельный вес собственных доходов в первичном бюджете впервые за время действия Указа № 21 превысил половину (54,5 %). Одиннадцать районов области из 21 добились еще лучшего показателя.

Областной Совет депутатов и его президиум считают, что дальнейший рост финансовых возможностей сельских Советов связан с внесением дополнений в Указ № 21 в части расширения собственных источников первичного бюджета, включая подоходный налог. Их принятие способствовало бы более полному включению местных Советов в программу государственных мер антикризисного характера, повышению стимулов к экономическому развитию территории, в том числе в предпринимательской сфере, дало бы реальные рычаги для зарабатывания бюджетных средств, усилило бы ответственность органов власти на местах за конечные результаты работы.

Финансовая сторона темы благоустройства имеет еще один аспект. Он связан с добровольными взносами граждан на конкретные цели обустройства территории (содержание объектов водоснабжения, кладбищ и т.д.). Практика таких сборов в области есть в Чаусском, Славгородском и Быховском районах. Для этого приняты специальные решения сельсоветов, ведется разъяснительная работа среди населения.

Но более широкому распространению такой формы работы мешает отсутствие законодательной базы. На наш взгляд, необходимо скорейшее принятие нового закона о местном управлении и самоуправлении, где данный вопрос будет отражен. При этом практика самообложения населения имеет не только и даже не столько экономическую сторону, сколько социально-воспитательную. Население должно понимать, что сколько стоит, и больше ценить государственную поддержку территории.

Среди организационных форм стоит отметить оформление паспортов контроля на важнейшие решения сессий сельсоветов по вопросам водоснабжения населения, благоустройства общественных мест, ремонта дорог и другим. Это дает возможность регулярно отслеживать ход выполнения поручений, в том числе принятых по депутатским запросам. В Могилевской области проводятся ежегодные смотры-конкурсы по благоустройству. Для проведения смотра-конкурса утверждается районное положение и создается смотровая комиссия. Смотр проводится три-четыре раза в год путем взаимопроверок Советов с участием работников сельских Советов, руководителей предприятий и организаций, районных служб. Участники смотра проезжают по населенным пунктам, посещают производственные, социальные, общественно значимые объекты, фиксируют успехи и недостатки в деятельности Совета, хозяйственных руководителей. Маршрут движения определяется смотровой комиссией. Завершается смотр подведением итогов, сравниванием проверенных сельсоветов. Победители поощряются, в отношении отстающих применяются меры воздействия.

Одним из наиболее значимых мероприятий по привлечению населения к благоустройству территории стала регулярная и повсеместная организация субботников. Активность населения в этом отношении заметно возросла. Проведение двух-трех субботников в год, не считая традиционного апрельского, становится нормой, а не исключением.

В прошлом году президиум областного Совета депутатов привлек внимание районных Советов к участию в работах по благоустройству школьников в период летних каникул. Такая практика освоена в Хотимском, Осиповичском и других районах, причем, на конкретных договорных началах, с созданием возможности поработать и заработать. В этом году такое взаимовыгодное дело получит дальнейшее развитие.

Невозможно представить благоустройство без участия актива органов территориального общественного самоуправления. В области отлажена система их избрания, морального и материального стимулирования. Это позволило в последние годы существенно увеличить отдачу ОТОС, укрепить их роль как первого связующего звена структур власти с населением.

Победитель областного соревнования за прошлый год, староста деревни Гайшин Славгородского района Мария Игнатенко сказала: "Староста — это не звание и не должность, это образ жизни". Сотни сельских старост и председателей селькомов данный принцип подтверждают на практике. Сегодня можно говорить о формировании нового типа старосты. Прежде всего староста — настоящий хозяин на своей земле. Как правило, сегодняшний староста имеет крепкое личное подсобное хозяйство, является активным сдатчиком сельхозпродукции, имеет в личной собственности технику, подает пример в содержании и благоустройстве собственного подворья. Многие их них ранее работали бригадирами и специалистами в общественном производстве. Все это, плюс личные качества позволяет старостам уверенно чувствовать себя в работе с людьми, пользоваться заслуженным авторитетом и наводить порядок на своей территории.

В прошедшем году много сделано для активизации ОТОС и в городах. Во всех райцентрах и поселках создана сеть уличных и домовых комитетов. Утверждено положение об областном соревновании городских ОТОС. Хорошо зарекомендовали себя Советы территориальных микрозон в Могилеве, Бобруйске, Кричеве, Быхове.

В комплексе работ по наведению порядка на земле большое значение имеет исполнение Указа Президента Республики Беларусь № 70 "О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности". Вопросы сноса нежилых бесхозных домов и рекультивации земли рассматривались на девятой сессии областного Совета депутатов. Были заострены и конкретизированы многие аспекты, подняты проблемы перед республиканскими органами.

Под постоянным контролем президиума областного Совета депутатов и профильной депутатской комиссии, районных и городских Советов депутатов находятся вопросы охраны водной и воздушной среды, крупномасштабные мероприятия экологической направленности. Налажен постоянный деловой контакт со службами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. В последние годы улучшилось качество атмосферного воздуха в Могилеве и Бобруйске. В 2008 году введены в эксплуатацию сооружения очистки сточных вод, станции обезжелезивания в Горках, Чаусах, Кличеве, Круглом. Почти вдвое сокращен сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты области. За прошлый год в три раза увеличилась оснащенность водозаборных сооружений приборами учета. Первый пусковой комплекс завода по переработке твердых коммунальных отходов введен в эксплуатацию в Могилеве. На 1 января 2009 г. удалось добиться утилизации всех непригодных пестицидов и складировать их на специальном полигоне. В целом же на выполнение природоохранных мероприятий в прошлом году в Могилёвской области израсходовано 89,4 млрд рублей.

В январе в области утвержден комплексный план мероприятий по проведению в 2009 году Года родной земли. Советы области, актив органов территориального общественного самоуправления сделают все возможное для того, чтобы поднять эту работу на новый уровень, конкретными делами поддержать меры Главы государства по преодолению кризисных явлений, укреплению экономики и социальной сферы.

Владимир Пантюхов,

председатель Могилёвского областного Совета депутатов

Газета "Звязда"

Просмотров: 697 | Добавил: sapieha
Конструктор сайтов - uCozCopyright NGO "Lev Sapieha Foundation" © 2024